Последняя статья про ССВ СКУД

1 декабря 2020
Пользователям


Впервые термин «совокупная стоимость владения» (ССВ, TCO — Total Cost of Ownership) появился в конце 80-х годов, когда компания Gartner Group разработала методику для оценки затрат на владение компьютерами на платформе Wintel (MS Microsoft + Intel). Позднее, в середине 90-х методика была расширена и переработана в полноценную модель анализа финансовой стороны использования информационных технологий. С тех пор подход оценки совокупной стоимости владения ИТ-инфраструктурой (или отдельными ее элементами) широко применяется при принятии решений о целесообразности и, главное, экономической эффективности внедрения или модернизации ИТ-систем.

«На пальцах» идея крайне проста. Мы понимаем, что внедрение новой системы, покупка или модернизация какого-либо оборудования, технологической линии и т. п. позволит сэкономить/заработать V денег за время T. При этом внедрение и поддержка этого решения обойдется нам в C денег за то же самое время T. Если V > С, внедрение системы экономически обосновано. Так вот, задача методики ССВ состоит именно в том, чтобы корректно посчитать С.

Очевидно, что такой подход применим не только для ИТ-систем. Можно придумать массу примеров как из коммерческой, так и из бытовой жизни. Но поговорим мы в этой статье именно о СКУД на предприятии и попытаемся оценить доли каждой из статей затрат в совокупной стоимости владения. Данный материал не претендует на звание научного доклада. Тем не менее, он предлагает системный подход и общий алгоритм оценки ССВ.

Из чего складывается ССВ?

В общем виде совокупная стоимость владения складывается из прямых (бюджетируемых) и косвенных (небюджетируемых) затрат.

Косвенные затраты — затраты, связанные с временем простоя сотрудников, поддержкой и самоподдержкой пользователей. Грубо говоря, эти затраты высчитываются через время, которое сотрудники тратят на «общение» с системой вместо того, чтобы заниматься своими прямыми обязанностями, приносящими компании прибыль. Посчитать их «в деньгах» достаточно сложно, это потребует массы допущений, и в любом случае будет выглядеть «притянутым за уши». Поэтому в рамках данной статьи пренебрежем косвенными затратами, и будем рассматривать только прямые. При этом все-таки стоит учитывать (пусть и без точных расчетов), что уровень «трения», осознанного сопротивления и бессознательного «подтупливания» со стороны персонала может сильно зависит от того, какое решение вы выберете к внедрению.

Прямые затраты связаны с приобретением оборудования и ПО, затратами на управление, поддержку и обслуживание системы, расходными материалами, обучением персонала, а также услугами внешних проектных, монтажных и обслуживающих организаций.

Прямые затраты можно разделить на две основные части: разовые и повторяющиеся. Разовые затраты — средства, которые тратит компания, чтобы внедрить систему и «пережить» период опытной эксплуатации. Повторяющиеся затраты — регулярные платежи и расходы, связанные с сопровождением СКУД на протяжении всего ее жизненного цикла.

Разовые затраты:

1. Оборудование и ПО СКУД. Контроллеры, считыватели, интерфейсы, лицензии ПО и интеграций — то, без чего систему контроля и управления доступом не построить, фундамент. Однако, с точки зрения структуры затрат на внедрение — это зачастую не самый большой элемент. Его стоимость зависит и от применяемого оборудования, и от требований системы. Например, двери можно оборудовать 1 считывателем на вход и кнопкой выхода, а можно двумя (в среднем, идет 1,4 считывателя на одну точку прохода), функционал может быть базовым, а может включать массу дополнительных модулей, интеграции с внешними системами безопасности могут быть вовсе не нужны, могут быть куплены в рамках готовых решений, или требовать отдельной «кастомной» разработки под уникальную задачу.

2. Исполнительные механизмы — замки, доводчики, турникеты, шлагбаумы и т. д. Стоимость этого раздела зависит и от состава точек прохода (сколько дверей, турникетов, шлагбаумов, ворот и т. п.), и от ценового сегмента применяемого оборудования. Например, турникет может стоит 30 тысяч рублей, а может и 2 миллиона. (Кстати, обратите внимание, что и затраты на обслуживание в двух приведенных пограничных примерах на весь срок службы системы будут отличаться).

3. Сопутствующие инструменты и расходные материалы — карты и другие идентификаторы, источники питания, системы бесперебойного и резервного электропитания, кабельная продукция и кабельканалы, кнопки, герконы, крепеж и т. п. Вроде бы, мелочи, и стоят «копейки»; удельный вес в стоимости проекта минимальный, но на масштабах десятков и сотен точек прохода абсолютные значения составляют порой ощутимые деньги.

4. ИТ-инфраструктура — серверная, сетевая и пользовательская. Системы контроля доступа не столь требовательны к ИТ-инфраструктуре, как, например, системы видеонаблюдения. Тем не менее, сервер, рабочие станции для сотрудников, взаимодействующих со СКУД, лицензии ОС и СУБД надо покупать. Если мы говорим об IP-оборудовании, то надо понимать, что каждое гнездо в коммутаторе стоит денег.

5. Работы — предпроектное обследование, подготовка ТЗ, разработка проекта, монтаж, пусконаладка и гарантийное обслуживание. Работы, наряду с оборудованием СКУД и исполнительными механизмами, — один из трех основных пунктов затрат. В зависимости от сложности проектной задачи, требований к монтажу, этот пункт может составлять до 50% стоимости внедрения. Конечно, инсталляторы предлагают (иногда, не по собственной воле) период гарантийного обслуживания системы, за который конечный пользователь не платит. Но не стоит обманываться. Трудозатраты не могут быть бесплатными для инсталлятора. Поэтому, если этот пункт не прописан в явном виде, будьте уверены: он обязательно «размажет по смете» 10-15% от стоимости поставленного оборудования за каждый год гарантийного обслуживания.

Повторяющиеся затраты:

1. Гарантийный и постгарантийный ремонт/замена оборудования СКУД и исполнительных механизмов. Любое оборудование имеет отличный от нуля уровень брака и отличный от срока службы период гарантии. Стоимость ремонта и замены на всем жизненном цикле системы зависит и от гарантийного периода, и от возможности его платно расширить, и от наработки на отказ, характеризующей оборудование, и от того, решите ли вы снизить риски простоя системы, включив в проект 3-5% ЗИПа.

2. Обслуживание системы СКУД, в том числе исполнительных механизмов. На весь жизненный цикл системы потребуется либо заключение договора обслуживания с внешней организацией, либо дополнительная нагрузка на собственное эксплуатирующее инженерное подразделение, что может потребовать расширения штата, закупки диагностического оборудования и т. п.

3. Сопровождение ИТ-инфраструктуры. Речь идет о ремонте и замене, а также обслуживании серверного, пользовательского и сетевого оборудования. Этот пункт аналогичен пунктам 1 и 2.

4. Обслуживание ИТ-инфраструктуры.

5. Затраты на персонал. Внедрение СКУД может позволить сократить часть персонала и экономить на фонде оплаты труда (ФОТ). В то же самое время, новая системы и новые процессы, с ней связанные, могут вызвать необходимость найма персонала, или замены имеющихся специалистов специалистами с более высоким уровнем квалификации и, следовательно, более высоким уровнем оплаты труда. Будет ли итоговый баланс положительным или отрицательным зависит от конкретного случая.

6. Затраты на идентификаторы. В случае применения в качестве идентификаторов карт доступа, следует закладывать от 2 до 5% ежегодного обновления фонда карт вследствие порчи или утери. Можно, конечно, попробовать «повесить» это на персонал, но тут есть известные риски.

7. Затраты на электроэнергию СКУД и ИТ-инфраструктуры. Дополнительное оборудование — контроллеры доступа, компьютеры, сетевое оборудование и исполнительные механизмы являются потребителями электроэнергии. За весь жизненный цикл системы от 5 до 15 лет эти затраты могут составить ощутимую долю в совокупной стоимости владения системой. Суммарный ток потребления одной точки прохода, состоящей из контроллера, пары считывателей и электромагнитного замка может составлять порядка 700-800 мА. Путем нехитрых вычислений можем получить порядка 80 кВт·ч в год. Тарифы могут отличаться от региона к региону, но рублей 500, скорее всего набежит. А если у вас 100 точек прохода? А если посчитать за 8 лет полезного использования системы? Получаем сотни тысяч рублей дополнительных затрат на электроэнергию. То же самое касается и сервера, рабочих станций и сетевого оборудования, подавляющая часть которого работает круглосуточно.

Выводы и картинки.

Давайте, подведем итог. В данной статье предложен системный взгляд на совокупную стоимость владения системой контроля и управления доступом и перечень абсолютно измеримых и осязаемых статей затрат, с которыми вы столкнетесь, решив внедрить СКУД. В ходе подготовки этого материала была произведена экспертная оценка и сравнительный анализ нескольких вариантов построения СКУД — со своими входными данными, принятыми допущениями и т. п.

Доли разовых и повторяющихся затрат в общей структуре ССВ:

Разовые затраты могу составлять от 36% до 55% совокупной стоимости владения СКУД. Повторяющие, соответственно — от 45% до 64%.

Структура разовых затрат:

Три основных статьи расходов при внедрении СКУД — работы (34,6 — 49,7%), оборудование и ПО СКУД (17,4 — 33,8%) и исполнительные механизмы (24,2 — 26,8%). Затраты на ИТ-инфраструктуру составляют от 3,1% до 5,7%, а сопутствующие инструменты и расходные материалы обойдутся в 1,6 — 3,0% от стоимости внедрения.

Доли затрат на внедрение и сопровождение СКУД в общей структуре ССВ:

Фонд оплаты труда вновь нанятого персонала может составить от 0% до 40% в общей стоимости совокупного владения СКУД за весь 8-летний срок полезного использования. Около 20% приходится на обслуживание СКУД, от 12,5% до 27,6% занимают работы, оказанные на этапах проектирования и внедрения. Непосредственно оборудование и ПО СКУД в общей структуре ССВ занимает от 9,7% до 12,2%.


Вернуться к списку статей